Сколько голубей изображено на постаменте фестивальный цветок. Парк дружбы и его памятники. Редкие цветы красного цвета – символы штатов Австралии

Цветы всегда были особенным элементом в традициях и культуре народов мира – лекарственные и ядовитые, удивительные по форме и необычные по цвету, редкие и растущие на каждом шагу – с доисторических времен их использовали в культовых обрядах и религиозных таинствах. Некоторые виды цветов произрастают чуть ли не на всех континентах, но отдельные представители флоры встречаются настолько редко, что считаются достоянием той или иной местности, становясь символом страны и всей нации.

Редкие цветы красного цвета – символы штатов Австралии

Большие цветы красного цвета Waratah (Telopea speciosissima) – это крупный кустарник или шраб семейства протейных, символ Нового Южного Уэльса в Австралии. Телопея вырастает до 4 м в высоту и около 2 м в ширину, а ее соцветия достигают порядка 10 см в диаметре и состоят из приблизительно 250 отдельных цветков. Распускается ярко-малинового цвета осенью в виде большого шара или конуса в подлесках и на солнечных полянах .

Местные аборигены всегда считали Варатах тотемом и использовали его в ритуальных обрядах, слагая о красивом цветке легенды. Древнее сказание повествует о прекрасной девушке по имени Круби, влюбленной в молодого воина, который погибает в бою. Убитая горем, она умирает, а на месте ее смерти вырастают красные цветы Варатах. Из-за своей необычной формы в 19-20 веке редкий цветок становится популярным мотивом австралийского модерна, а с 1956 года в Сиднее проводится ежегодный фестиваль цветов, посвященный удивительной по красоте Телопее.

Пустынный горошек — Swainsona Formosa или Sturt’s Desert Pea – это цветок-символ штата Южная Австралия, который славится своим кроваво-красными соцветиями с черными серединками в форме луковицы. Это один из самых красивых полевых цветов Австралии, встречающийся в ее самых засушливых регионах. Свое название красный цветок получил от латинского «formosa», что значит красивый, и от имени английского ботаника, нашедшего его в 1699 году. Бутоны Формозы размером 9 см вырастают на 15-сантиметровых вертикальных ножках, разбросанных по стелющемуся стеблю, который может достигнуть 2 м в длину. В 1961 красный горошек пустыни был провозглашен цветочным гербом штата , будучи на тот момент уже широко используемым мотивом в искусстве Зеленого материка, а также декоративным элементом в творчестве коренных аборигенов и частью их культуры.

Необыкновенно под названием Anigozanthos manglesii или Kangaroo Paw, что означает лапка кенгуру, был объявлен в 1960 году эмблемой штата Западная Австралия. Этот один из самых редких цветов в мире расцветает в конце августа в и характерен своими длинными серо-зелеными стеблями высотой около 1.5 метра. На первоначально «лысых» кончиках стеблей кенгуриной лапки с весны до конца лета постепенно появляются двухцветные соцветия, напоминающие растопыренные пальцы, у которых зеленый цвет удивительным образом перетекает в красный.

Самые красивые цветы мира – символы стран и народов Африки

Маленькой Зимбабве удалось заполучить себе в качестве символа страны очень красивый и редкий цветок Gloriosa superba – пламенную лилию или тигровый коготь, которую еще в древности применяли в медицине – и как лекарство, и как яд. Это необычное по красоте растение распространено на большей территории Африки и Азии и относится к разряду вьющихся – иногда вырастает до 2.5 м в высоту, а его цветы ярко-красного цвета с «рюшами» по краям достигают 8 см. Основной ареал произрастания Глориосы великолепной – и песчаные дюны Африки, но известна она в Китае, Индии и других регионах Азии.

Кровавая лилия крайне ядовита – в ее цветах, стеблях и особенно в клубневидном корневище содержится колхицин, токсичный алкалоид, который может привести к смертельному исходу, если животное или человек употребит растение внутрь. В древности красный цветок, напоминающий по своим очертаниям огонь, считали магическим во многих культурах мира – он был частью религиозных ритуалов и таинств.

Королевская протея (Protea cynaroides) или гигантская протея — национальный символ ЮАР, на фоне своих 1600 сородичей по виду выделяется немалым размером цветов, которые в диаметре достигают порой 30 см. Обладая толстым длинным корнем и большими мясистыми листьями, протея оптимально приспособлена к непростым климатическим условиям Южной Африки – засушливому лету и дождливой холодной зиме. Кроме того, большое количество спящих отростков корневой системы протеи делают цветок настолько живучим, что он спокойно переживает многочисленные пожары, возрождаясь практически сразу из пепла.

Название цветка происходит от многоликого греческого бога Протея и прекрасно подходит к растению, которое отличается большим многообразием форм и цвета листьев. Оттенок цветов протеи варьируется от ванильно-белого до интенсивно-малинового и красного, но наиболее ценными считаются розовые соцветия. Стебель необычного цветка может достигать в высоту от 30 см до 2 м и производить от 6 до 10 бутонов в сезон цветения. Опыляют такие большие в основном миниатюрные птицы-нектарницы — Cinnyris chalybeus, Nectarinia famosa, Promerops cafer. Заповедное и знаковое место для Южно-Африканской Республики, символ Кейптауна – Столовая гора (Table Mountain), славится своим Национальным парком, где красавица-протея обитает во всем своем биоразнообразии.

Вконтакте

Сегодня мы отправимся на самый север столицы, в район Речного вокзала и познакомимся с достопримечательностями парка Дружбы и парка, окружающего сам Речной вокзал.

Эти парки представляют собой единую лесопарковую зону на восточном берегу Химкинского водохранилища, разделенную на две части Ленинградским шоссе

Эти парки представляют собой единую лесопарковую зону на восточном берегу Химкинского водохранилища, разделенную на две части Ленинградским шоссе .

Наша прогулка начинается от станции метро «Речной вокзал» Замоскворецкой линии. Выйдя из вагона поезда, ориентируемся по указателям и ищем нужный нам «Выход к Речному вокзалу и парку Дружбы».

Оказавшись на поверхности, пройдем немного вперед и повернем налево. Следуем по тротуару мимо небольшого Торгового центра «Интер-Сервис», а затем по Фестивальной улице до Ленинградского шоссе.

За чугунной оградой, мимо которой мы проходим, располагается парк Дружбы, туда мы отправимся во второй части нашей прогулки, первая же наша цель - Речной вокзал и окружающий его парк, расположенные на противоположной стороне Ленинградки. Перейти эту, оживленную в любое время суток магистраль, можно только через подземный переход. Ближайший из них расположен по левую руку от нас, метрах в пятидесяти от пересечения Фестивальной улицы и Ленинградского шоссе.

Повернем налево, дойдем до перехода и перейдем на противоположную сторону. Выйдя из перехода, мы оказываемся у центрального входа в парк Речного вокзала. Его украшает скульптура из белого камня - женщина, держащая в поднятых над головой руках парусный корабль. Это «Водный путь» работы скульптора Юлии Кун.

По правую и левые стороны от входа на гранитных постаментах установлены чугунные якоря. Сама ограда парка, ровесница Речного вокзала, построенного в 1937-м году, также представляет собой архитектурную ценность.

Заходим в парк по центральной аллее. Впереди виден шпиль здания Северного речного вокзала .

Левая часть парка отдана под детские аттракционы. Здесь в обилии - карусели, надувные батуты, тиры и другие развлечения. Большинство из них окружены высокими деревьями, что немаловажно в жаркие летние дни, дети будут защищены от палящего солнца.

На одной из аллей расположен небольшой фонтан, вносящий в атмосферу дополнительную свежесть.

Если же вы приехали на прогулку без маленьких детей, то левую часть парка можно опустить и направиться по центральной аллее прямо к Речному вокзалу.

Аллея заканчивается автопарковкой, для машин, встречающих и провожающих круизные катера.

Здесь же находятся билетные кассы, временно расположенные в отдельном павильоне, так как здание вокзала закрыто на реконструкцию.

Итак, мы подошли к главной достопримечательности парка, зданию Северного речного вокзала. Иногда его называют Химкинским вокзалом по названию водохранилища, на котором он расположен.

Вокзал был построен одновременно с открытием канала имени Москвы, в 1937-м году. Об этом нам сообщает надпись на фасаде здания.

Здесь же расположены барельефы на «водную» тематику, крышу здания украшают скульптуры советских граждан, традиционные для архитектуры 1930-х годов (подобные скульптуры, украшают, например, некоторые из знаменитых сталинских высото к), на шпиле установлены видные издалека часы, а венчает его, конечно же, пятиконечная звезда.

Обойдем вокзал с левой стороны через небольшие ворота в ограде. Мы оказываемся на пристани Химкинского водохранилища.

Круизные лайнеры отправляются в путешествие из Химкинского водохранилища через канал имени Москвы. Большинство из них следуют на восток по Волге. Однако есть и такие, которые везут туристов на северо-запад: через Рыбинское водохранилище и Белое озеро в Карелию, к знаменитому памятнику деревянного зодчества Кижи, Петрозаводску и далее, через Ладожское озеро, в Санкт-Петербург.

Разнообразие судов впечатляет. Здесь можно увидеть как небольшие прогулочные катера, так и массивные трех-четырех-палубные лайнеры.

Вид на здание Северного вокзала со стороны пристани:

Как мы уже отмечали, здание находится на реставрации. Однако даже в таком виде, выглядит оно достойно. Когда же ремонтные работы закончатся, Речной вокзал, без сомнений, вернется в список красивейших зданий Москвы ХХ века.

Пройдем по пристани от южного крыла вокзала к северному. Здесь, у северного крыла, установлен памятник выдающемуся русскому кораблестроителю академику Алексею Николаевичу Крылову.

Оказавшись в парке, по левую руку мы увидим скульптурную композицию «Баскетболисты» .

По небольшой асфальтовой аллее движемся по направлению к выходу из парка. Как уже было сказано, деревья в парке довольно высокие и произрастают довольно близко друг от друга, поэтому, даже в самый солнечный день здесь не бывает жарко. А если пойдет дождь, кроны деревьев укроют прохожих. По парку можно просто погулять, наслаждаясь свежим воздухом или покататься на роликах или велосипеде.

Вернувшись к главному входу, через подземный переход отправляемся на другую сторону Ленинградского шоссе. Следующая наша цель - парк Дружбы.

Один из главных входов в парк располагается прямо перед нами. Однако, дабы не запутаться и не пропустить ни одной достопримечательности, мы сначала пройдем по Ленинградке направо (на юг). Ориентиром для поворота будет служить хорошо заметная с Ленинградки скульптура всадника. Здесь мы и свернем в зеленую зону парка.

Всадник при ближайшем рассмотрении оказывается памятником Манасу Великодушному , герою киргизского эпоса. Это подарок городу Москве от дружественной республики Кыргизстан. Установлен он сравнительно недавно, в 2012-м году.

Спустимся с возвышения, на котором располагается памятник, и проследуем вглубь парка, держась немного правее. Здесь, в окружении аккуратно подстриженного кустарника, мы увидим камень из красного гранита. Надпись на нем гласит: . Таким образом, рядом с подарком от киргизского народа, в скором времени должен появиться еще один - от казахского.

Вернувшись к скульптуре Манаса, проследуем по аллее парка, идущей параллельно Ленинградке.

Не пройдя и двадцати метров, мы увидим еще одну скульптуру. Это Мигель де Сервантес Сааведра , испанский писатель, автор бессмертного романа «Дон Кихот».

Этот памятник - еще один подарок Москве, на этот раз от Испании, родины Сервантеса. Поскольку это уже третья подобная достопримечательность, стоит на пару минут остановиться и провести небольшой экскурс в историю создания парка Дружбы.

Парк был заложен в 1957-м году во время проведения в Москве VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Фестиваль стал значимым событием в международных отношениях, ведь в нем приняли участие не только дружественные Советскому Союзу социалистические страны, но и представители «вражеского» капиталистического лагеря.

Фестиваль пришелся на самый разгар так называемой «хрущевской оттепели», москвичи свободно общались с иностранцами, это никем не возбранялось, как было до этого и как снова стало позже. Парк, заложенный участниками фестиваля, получил название «парк Дружбы», где под словом «дружба" подразумевалась именно дружба между народами. В некоторых источниках по сей день иногда встречается неофициальное название «Парк Дружбы народов». Поэтому, многие скульптуры, являющиеся подарком других государств, устанавливаются именно здесь. Забегая вперед, скажем, что Сервантес далеко не последний памятник из этой серии.

Сразу за памятником Сервантесу, в глубине парка расположена еще одна скульптурная композиция. Направимся к ней. Три скульптуры, две женщины, одна из которых держит на руках младенца и мужчина, это - «Дети мира» .

Памятник, подтверждая сказанное выше, является даром от столицы Финляндии, города Хельсинки. Он появился в Москве в 1990-м году, в это же время в Хельсинки был установлен памятник советского скульптора Ю. Кирюхина «Мир во всем мире».

Вернемся к памятнику Сервантесу и проследуем далее вдоль Ленинградского шоссе. Впереди мы видим перекресток, а, не доходя до него, по левую руку от нас расположена скульптура: мужчина и женщина держат на руках огромную корзину с фруктами.

Эта аллегорическая композиция носит название «Плодородие» . Ее автор - советский скульптор В.И. Мухина, создатель всемирно известного памятника «Рабочий и колхозница». Скульптура, которую мы видим перед собой, увеличенная копия оригинала, созданная после смерти Мухиной ее учениками.

Забегая вперед скажем, что «Плодородие» является частью ансамбля, состоящего из двух скульптурных групп. Вторую группу, носящую название «Хлеб», мы увидим чуть позже.

За «Плодородием», ближе к Ленинградскому шоссе, между двумя симметрично посаженными березами находится небольшая гранитная стела .

Надпись сделана на испанском языке, какие либо пояснения на русском отсутствуют, поэтому приведем ее дословный перевод: "Карлос Фонсека Амадор. Основатель Сандинистского фронта национального освобождения Никарагуа. Посадил здесь Дерево дружбы в дни проведения VI Всемирного молодежного фестиваля студентов в Москве".

Движемся далее. Подходим к пересечению аллеи, идущей вдоль Ленинградского шоссе, с аллеей, уходящей вглубь парка. Здесь стоит остановиться и оглядеться по сторонам. Слева от нас, за Ленинградкой, виден шпиль Речного вокзала.

В глуби парка за деревьями можно разглядеть пьедестал из желтого камня.

Самого памятника не видно, к нему мы обязательно подойдем, но чуть позже.

Сначала же обратим внимание на скульптуру, расположенную прямо по ходу движения, по левую руку от нас. Это и есть та самая скульптурная группа «Хлеб» , упоминавшаяся выше.

На ней изображены две женщины, держащие сноп пшеницы. Скульптуры «Хлеб» и «Плодородие» выполнены в схожей манере, даже несведущему в тонкостях скульптурного мастерства обывателю ясно, что они являются частью единого ансамбля.

Пройдем еще немного вдоль Ленинградки и остановимся у памятника, изображающего мужчину с длинной бородой в одеянии до пят и явно не европейской остроносой обуви. Это памятник Рабиндранату Тагору , индийскому писателю и мыслителю.

Нетрудно догадаться, что памятник является подарком Москве от Индии.

Вернемся на перекресток и проследуем вглубь парка, туда где мы видели еще один памятник. Когда листва расступится, нашему взору предстанет десятиметровая стела из желтого камня, расположенная на цилиндрическом возвышении. На барельефе, украшающем стелу, изображены две женщины, выпускающие в небо голубей. Это Памятник венгеро-советской дружбе .

Памятник подарен Москве в 1975-м году, в честь 30-летия освобождения Венгрии от немецко-фашистских захватчиков. Является точной копией памятника, установленного в парке Дружбы города Будапешта. Символичен и выбор материала: стела выполнена из пирогранита. Этот керамический материал изготавливается лишь в одном месте на Земле, венгерском городе Печ.

Следуем по аллее, уходящей вглубь парка. Пройдя примерно метров 30, мы увидим, уходящую влево дорожку, выложенную плиткой. Свернем на нее.

Пройдя по ней, мы увидим по правую руку небольшой обелиск , на котором изображена сажающая цветы девушка. Надпись под изображением гласит: «Подвигу Советского Союза датская благодарность».

Рядом в землю вмонтирована небольшая плита с надписью: "Памятная стела - дар датского объединения инвалидов борьбы за свободу в знак благодарности советскому народу за решающий вклад в разгром гитлеровского фашизма. Установлена 9 мая 1986 года. Автор-скульптор Э. Фредериксен."

А на другой стороне тропинки можно увидеть произрастающий отдельно от других деревьев каштан .

У его подножия располагается небольшой камень и табличка.

Подойдя ближе, мы прочтем надпись на ней: «Дерево Мира. Посажено 9 мая 1993 года в честь» Всемирного Бега Мира», несущего идеалы Мира, Единства, Согласия и Гармонии. Включено как монумент мира в Международную миротворческую неправительственную программу при ООН «Соцветия Мира Шри Чинмоя». Шри Чинмой - индийский общественный деятель, создатель собственного движения, основными принципами которого являются мир и единство народов.

Вернемся обратно на аллею и проследуем по ней далее. Вскоре мы выйдем на обширное открытое пространство, расположенное в углублении, значительно ниже общего уровня земли в парке.

Задолго до создания парка Дружбы здесь находился песчаный карьер кирпичного завода. В последствии, когда карьер был закрыт, часть его естественным образом наполнилась водой, образовав Фестивальные пруды (до них мы скоро дойдем), а незатопленная часть была оборудована под спортивные площадки. Здесь играют в волейбол, регби, а самая большая по площади территория отдана под занятия таким экзотическим для России видом спорта как бейсбол.

На нем изображены две фигуры, девушка и юноша, выпускающие в небо голубей. Памятник был установлен в 1985-м году, когда в Москве также проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов, двенадцатый по счету.

От площадки, на которой располагается памятник, по берегу самого северного из Фестивальных прудов уходит небольшая аллея, ведущая нас обратно в сторону выхода из парка.

Аллея усажена рябиновыми деревьями, в ее начале (или в конце, смотря с какой стороны смотреть) расположен интересный камень . Надпись на нем гласит, что эта аллея названа в честь Алисы Селезневой, девочки из будущего, героини детских книг Кира Булычева и обожаемого советскими детьми фильма "Гостья из будущего". На табличке изображена сама Алиса и фантастическая птица Говорун - ее верный друг.

Аллею заложили в 2001-м году повзрослевшие поклонники творчества Булычева. Осенью они приходят сюда за созревшей рябиной и делают из нее специальную настойку, которую называют «Алисовка».

Пройдя по аллее, мы вернемся к бейсбольной площадке. Обойдем ее с правой стороны. В безоблачную погоду вдалеке можно разглядеть шпиль Останкинской башни .

Небольшой обелиск из черного гранита, возле которого всегда можно увидеть живые цветы, свечи и другие памятные символы, резко контрастирует с предыдущим с шуточным ребяческим камнем.

По дорожке, выложенной брусчаткой, а через некоторое расстояние переходящей в асфальтовую, направляемся к выходу из парка.

В конце пути мы видим современное желтое здание.

Это задний фасад Торгового центра «Речной». Обогнув его с левой стороны, мы оказываемся в начальной и одновременно конечной точке нашего маршрута, у вестибюля станции метро «Речной вокзал» .

На этом наша прогулка закончена.

Создание парка Дружбы площадью около 50 гектаров приурочили к проведению в Москве VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. До 1957 года на Ленинградском шоссе напротив Северного речного вокзала был пустырь с остатками сельской застройки на месте деревни Аксиньино, с дровяным складом и железнодорожными ветками к асфальтобетонному и Никольскому кирпичному заводам.



После окончания Второй Мировой войны в Лондоне прошла всемирная конференция молодёжи за мир, на которой было принято решение проводить международные фестивали под лозунгом «За мир и дружбу!». В программу включили политические семинары и дискуссии, концерты, спортивные соревнования, а открывались фестивали красочным шествием участников. Символом молодёжного форума стал Голубь мира, нарисованный Пабло Пикассо.

В столицу СССР главный молодёжный форум планеты пришёл после Праги, Будапешта, Бухареста, Берлина, Варшавы и в каждом из городов, принимавших Всемирный фестиваль молодежи и студентов, делегаты высаживали деревья в парках и скверах. Москва поддержала фестивальную традицию, озеленив северо-западную окраину города.


План парка Дружбы. 1957 год: https://pastvu.com/p/13102

Проект парка разработал коллектив молодых архитекторов, недавних выпускников МАРХИ. Для Валентина Иванова, Галины Ежовой, Анатолия Савина это была первая самостоятельная работа, выполненная при тактичном участии Виталия Долганова, возглавлявшего проектную мастерскую по озеленению Москвы. В частности, по проекту Долганова была сооружена смотровая площадка на Ленинских горах, а его заслуги отмечены орденом Ленина. Профессиональные советы мэтра пригодились молодёжи, которой была предоставлена полная свобода действий.

Создатели парка сотрудничали и с архитектором Каро Алабяном, который в то время разрабатывал детальную планировку новых улиц, получивших в 1964 году названия Фестивальная и Флотская. 31 декабря того же года на территории парка Дружбы открылась для пассажиров станция метро «Речной вокзал», построенная по типовому проекту.


Парк Дружбы и Фестивальная улица. 1965-1967 гг.: https://pastvu.com/p/22315

Ну а весной 1957 года молодые архитекторы пробивали в инстанциях свой проект. Архитектурно-планировочное решение отличалось от соседнего парка Северного речного вокзала, расположенного на плоском рельефе.

Иванов, Ежова и Савин отстаивали сохранение живописного ландшафта с холмами и водоёмами. Лишь в апреле исполком Моссовета утвердил план и бригада озеленителей треста «Мосзеленстрой» принялась за практическую работу при поддержке свозимых на место автобусами сотен комсомольцев с лопатами и граблями.

В парке Дружбы были разбиты дорожки и площади, установлены скамейки, через протоки перекинуты мостики, высажены 500 берёз, лип, клёнов, лиственниц, каштанов и хвойных деревьев из питомников. Пять пятидесятилетних лип символизировали пять континентов, а в центре возвышался восьмидесятилетний дуб из Химкинского лесопарка. Главным украшением парка стала цветочная клумба - эмблема Всемирного фестиваля молодежи и студентов - ромашка с пятью разноцветными лепестками.
Напомню, что в то время окрестности Речного вокзала представляли собой деревню вперемешку с промзоной и, чтобы заретушировать неприглядную действительность, организаторы разрисовали глухие заборы изображениями молодых людей разных народов, идущих в сторону парка с саженцами, лейками и лопатами в руках. Вероятно, это было первое отечественное граффити, причём легальное.

Праздник открытия парка состоялся 1 августа 1957 года при огромном стечении народа. Для посадки было припасёно около тысячи деревьев, но желающих поучаствовать в озеленении оказалось в пять раз больше. На саженцах делегаты оставляли записки со своими именами и после выполнения почётной миссии угощались вином и фруктами, которые разносили юноши и девушки в национальных костюмах народов республик СССР. А вот выступление художественной самодеятельности не состоялось по причине проливного дождя, вынудившего делегатов фестиваля разбежаться по своим автобусам.


Посадка деревьев в парке. 1 августа 1957 года: https://pastvu.com/p/13104

Советская молодёжь, только что освободившаяся от сталинского колпака, впервые получила возможность свободного обмена мнениями с гостями из капиталистических стран, отсюда пошла мода на джинсы, стильные причёски, рок-н-ролл, а отдельные комсомолки не устояли от ещё более неформального общения с посланцами других континентов, что привело к появлению фразеологизма «дети фестиваля».

Ещё один московский фестиваль прошёл в 1985 году на высоком идеологическом уровне и не стал столь же фееричным событием. К началу этого фестиваля в парке Дружбы открыли ландшафтную композицию «Фестивальный цветок». Традиция проведения молодёжных форумов сохранилась до наших дней, XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов планируется провести в сентябре-октябре 2017 года в Сочи.

Ну а все высаженные деревья прижились и парк Дружбы до сих пор является любимым местом прогулок местных жителей. В 1957 году московские пионеры торжественно обещали ухаживать за посадками, но с упразднением пионерской организации эта обязанность переложена на сотрудников коммунальных служб.

Клумба-ромашка была уничтожена в 1977 году, на её месте установили монумент венгеро-советской дружбы по идее советского скульптора Вучетича и венгерского Шторбла (скульптор Б.Буза, архитекторы И.Зилахи, И.Фёдоров). С тех пор на территории парка Дружбы появилось немало хаотично установленных скульптур и памятных знаков, не имеющих прямого отношения к молодёжному фестивальному движению.

Скульптурные композиции «Хлеб» и «Плодородие» созданы по эскизам Веры Мухиной

Монумент «Дружба» - центральная часть композиции «Фестивальный цветок»


Памятный знак никарагуанскому революционеру Карлосу Фонсеке Амадору, погибшему в 1976 году


Подвигу Советского Союза датская благодарность (1986)


Памятная плита монумента памяти воинов, погибших в Афганистане


Памятник индийскому поэту Рабиндранату Тагору, лауреату Нобелевской премии по литературе (1990)


Памятник испанскому писателю Сервантесу (1981, копия скульптуры Антонио Сола 1835 года). Вандалы регулярно отнимают шпагу у Сервантеса.


Памятник киргизскому эпическому герою Манасу Великодушному - бронзовая фигура богатыря (2012)


Скульптурная композиция


Дерево мира


Аллея Алисы Селезнёвой, героини телевизионного фильма «Гостья из будущего» (2001)

Шесть Фестивальных прудов соединены протоками, через которые перекинуты мостки. После фестиваля эта часть парка осталась дикой и только к 1980 году обрела нынешний вид - с асфальтовыми дорожками и забетонированными берегами. Поводом для благоустройства послужило проведение в Москве XXII Олимпийских игр, в которых был задействован Дворец спорта «Динамо» на соседней с парком улице Лавочкина.


Заполненные водой карьеры. 1957-1958 гг.: https://pastvu.com/p/13101

На 2016 год намечено благоустройство прудов, для чего огорожена окрестная территория, блокированы проходы через мостки. В перечень запланированных работ включены очистка от ила и углубление прудов, реконструкция водосброса, устройство подпитывающего водопровода, ремонт береговой линии, обустройство прилегающей территории.

Некоторые карьеры Никольского кирпичного завода были затоплены водой, а другие использовались как спортивная площадка для игры в регби и бейсбол. В парке проходили соревнования авиамоделистов и испытания охотничьих собак. Когда-то кирпичный завод НКЗ занимал обширную территорию вдоль Ленинградского шоссе и Конаковского проезда и работал на собственном сырье, добывая глину из карьеров, которые позднее стали прудами. Выемка глины производилась круглый год машинами-землечерпалками, которые двигались по рельсам по краю карьера. В начале 1980-х годов производство стали сворачивать, застраивая жильём заводскую территорию, а юридически НКЗ прекратил существование в 1998 году.


На заднем плане Никольский кирпичный завод. 1938 год.

Парк Дружбы - небольшой тихий островок на просторах шумного города. Предлагаю прогуляться по парку и осмотреть местные достопримечательности. Пользуясь описанием, вы легко отыщете все шаги, а если возьмёте навигатор, то непременно найдёте и тайничок.

Вот уже более полувека в парк приходят жители близлежащих микрорайонов, чтобы провести время на лоне природы и полюбоваться многочисленными монументами. Здесь нет извечных толп, в отличие от центральных парков публика в основном спокойная и расслабленная, сюда действительно приходят отдохнуть от мегаполиса.
Добраться до парка очень легко, достаточно выйти из последнего вагона метро «Речной вокзал», зайти за вестибюль станции и вы уже в парке. Если вы на машине, припарковаться лучше с противоположной стороны парка. На Флотской улице есть многочисленные карманы для стоянки, а рядом с управой (Флотская дом 1) есть парковка. Сюда можно приехать и на велосипеде, а зимой, если бы усиленно не чистили тропинки, маршрут можно было бы проехать и на лыжах.

История создания парка берёт начало в 1957 году. В Москве с 28 июля по 11 августа проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Традиционным событием фестивалей молодежи была посадка деревьев в парках тех городов, где они проходили. В Праге, Будапеште, Бухаресте и Берлине высаживались отдельные деревья - символически от каждого континента мира или делегации. В Варшаве, на V Всемирном фестивале молодежи и студентов, была посажена Аллея дружбы. А в Москве решили заложить целый парк - Парк Дружбы. Авторы проекта, молодые архитекторы Галина Ежова, Валентин Иванов, Анатолий Савин под руководством заслуженного архитектора Виталия Ивановича Долганова. Из 35 вариантов выбрали место для парка Дружбы напротив Северного речного вокзала. Здесь существовали старые отработанные карьеры Никольского кирпичного завода, заполненные чистейшей водой, разделенные живописными перешейками и окруженные всхолмленным рельефом, образованным вскрышной породой при их разработке. На территории будущего парка, помимо прудов и карьеров, продолжала существовать и сельская застройка с приусадебными участками и огородами села Аксиньино и Петровских выселок и три двухэтажных стандартных дома с сараями. Поэтому работы, которые должны быть проведены к фестивалю, решено было вести на свободной территории, на участке площадью немногим более 16 гектаров, примыкающему к Ленинградскому шоссе. Участок для первоочередного освоения был непростым. Почти вплотную к шоссе располагался дровяной склад, к которому шла железнодорожная ветка. Посередине дымил асфальтобетонный завод Министерства авиационной промышленности. Поперек участка шла вторая железнодорожная ветка к Никольскому кирпичному заводу с действующих карьеров, находившихся в нескольких километрах северо-западнее по отношению к территории будущего парка. И от всего этого нужно было избавляться. Часть работ по приведению территории в порядок произведена силами комсомольцев. Ребята и девчата после учёбы часа три работали с граблями и лопатами, а потом стройными рядами шли купаться в прудах будущего парка. И все были очень довольны свершившимися делами. Праздник закладки парка состоялся 1 августа 1957 года и привлек к участию почти пять тысяч делегатов, гостей фестиваля и многочисленных жителей окрестных районов. Для многих из них, особенно представителей южных континентов, наши ели и березки были экзотическими растениями. Они с большим удовольствием высаживали их в подготовленные места. Делегаты фестиваля посадили около трёх тысяч деревьев. Посадка прошла достаточно успешно, однако к вечеру погода стала портиться - пошел дождь, который сократил праздничную программу, видимо сама природа решила принять участие в празднике и обильно полила влагой только что посаженные деревья. Парк Дружбы возник за несколько лет до начала строительства нового жилого района Химки-Ховрино и почти на пятнадцать лет опередил сооружение линии метрополитена с конечной станцией «Речной вокзал», южный наземный вестибюль которой расположен прямо на территории парка. Когда были построены жилые дома по новым улицам Фестивальной и Флотской, парк вместе с его зелеными насаждениями был готов к приему посетителей. Так была создана первая очередь парка. Только спустя много лет площадь парка расширили, в карьерах устроили пруды, берега обнесли монументальными бетонными плитами, через протоки перекинули ажурные мостики. Парк Дружбы образно делится на две части регулярную, ближнюю к Ленинградскому шоссе с главным входом, основанную при закладке парка с многочисленными видами деревьев и культурными композициями и ландшафтную более позднюю с декоративными прудами окружёнными холмами и обширными полянами. Есть ещё резервная территория парка, самая дальняя от шоссе и пока неблагоустроенная. Основу посадок парка составляют клён остролистный и липа. Много лиственницы, тополей, елей, сосен, берёз и каштанов, а также много различных кустарников и другой растительности. Не так давно были посажены группы молодых пышных елей, лиственниц и других видов деревьев.

Наше путешествие мы начнём с ядра - основы парка, поляны обрамлённой круглой прогулочной дорожкой, координаты которой даны в заголовке тайника. Здесь проходит главная ось парка ориентированная на Северный речной вокзал. В кругу изначально было высажено пять пятидесятилетних лип, выкопанных перед северным входом ВДНХ, которые по замыслу авторов символизировали пять континентов мира, и по центру - восьмидесятилетний дуб, перевезенный из ближайшего Химкинского лесопарка. Парк Дружбы является местом объединяющим народы мира. В парке установлены памятники национальным героям разных стран, стелы и композиции, отражающие дружбу народов. Предлагаю для начала прогуляться по партерной части парка и осмотреть произведения искусства скульпторов. Прежде, чем идти ближе к Ленинградскому шоссе, осмотрим центральный самый большой монумент парка, возвышающийся на высокой насыпи.

Шаг 1. Монумент венгеро-советской дружбы. Скульптурная композиция, открытая 15 сентября 1976 года представляет собой 10-метровое архитектурно-скульптурное сооружение в виде выгнутой стелы. На внутренней стороне стрелы выложен барельеф из керамических плиток. Он состоит из двух женских фигур, олицетворяющих дружбу двух братских народов: России и Венгрии. Женский образ в скульптурном искусстве наиболее часто используется для олицетворения наций, Родины и взаимоотношений между народами. Руки девушек взлетели вверх в радостном дружеском порыве. Под барельефом надпись: "Вечная венгеро-советская дружба - залог нашей свободы и мира!" Над девушками изображены летящие голуби - символ мира, еще выше - пятиконечная звезда. Дружба между Россией и Венгрией отображена и в выборе материала для памятника. Весь монумент облицован плитками пирогранита. Этот керамический материал, изготавливается только в венгерском городе Печ. В апреле 1975 года, в ознаменование 30-летия со дня освобождения Венгрии от фашистских захватчиков войсками Красной Армии, в Будапеште был разбит Парк Дружбы и открыт монумент венгеро-советской дружбы. Идея создания этого монумента и разработка эскизного проекта принадлежали Е.В. Вучетичу и венгерскому скульптору Ж.-К. Штроблу, однако воплотить в жизнь свой замысел, ни одному из них не было суждено. После их смерти это сделали венгры - скульптор Барна Буза и архитектор Иштван Зилахи. В день торжественного открытия памятника жители Будапешта решили передать копию произведения в дар жителям Москвы. Ровно через полтора года появился «близнец» венгерского монумента. Монумент стал доминантой парка, хотя это не отражает первоначальную концепцию и перегораживает перспективу, установить решили именно здесь, так как дружба в то время между Венгрией и СССР была очень крепка. Вернёмся к кругу, пройдём к следующему шагу по правой дорожке, повернув на ней посередине к Ленинградскому шоссе.

Шаг 2. Памятник Рабиндрана́ту Таго́ру. Фигура установлена в парке в 1990 году. Создатель известный индийский скульптор Гаутам Пал изобразил поэта довольно реалистично. Встаньте в то место, куда смотрит поэт, почувствуйте на себе взгляд мудрого восточного человека. Несомненно, тяжёлая монументальность памятника завораживает. Рабиндранат Тагор (1861 —1941) — индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель. Он стал первым среди не европейцев, кто был удостоен Нобелевской премии по литературе за глубоко прочувствованные, оригинальные и прекрасные стихи. Тагор начал писать стихи в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет он написал первые новеллы и драмы, опубликовал свои поэтические пробы. Получив воспитание, пропитанное гуманизмом и любовью к родине, Тагор выступал за независимость Индии. Им были организованы Университет Вишва Бхарати и Институт реконструкции сельского хозяйства. Стихи Тагора сегодня являются гимнами Индии и Бангладеш. Поэзия Тагора, богатая в своем стилевом разнообразии от классического формализма до комического, мечтательного и восторженного, имеет корни в творчестве вайшнавских поэтов XV—XVI веков. Тагор написал восемь романов, множество новелл и рассказов. Музыка Тагора неотделима от его литературных произведений, многие из которых — поэмы или главы романов, рассказы — брались за основу для песен. Тагор сочинил около 2 230 песен и много рисовал. Тагор является автором около 2 500 рисунков, которые участвовали в выставках Индии, Европы и Азии Тагор много путешествовал. Посетил более тридцати стран на пяти континентах. Многие из этих поездок были очень важными для ознакомления неиндийской аудитории с его творчеством и политическими взглядами. Тагор дал индийцам веру в свой язык и в свое культурное и интеллектуальное наследие. Пройдём по дорожке параллельной Ленинградскому шоссе по направлению к центральной оси парка. Ближе к автомагистрали расположена одна из красивейших композиций.

Шаг 3. Скульптура «Хлеб». Эскиз скульптурной композиции создан известным скульптором Верой Мухиной, автором памятника «Рабочий и Колхозница». Первая воплощённая в бронзе композиция «Хлеб» экспонируется в Третьяковской галерее. Скульптура изображает двух девушек, держащих на плечах сноп колосьев. В прекрасных фигурах, спокойных лицах и плавных жестах женщин художнице удастся добиться песенной ритмичности. Почти облаженные тела, оттенок торжественности в благородных позах - на глазах у зрителя произойдет превращение повседневного тяжелого труда в праздник. Художница намеренно уходит от конкретности типажей, от сюжетного жанрового мотива, связанного с покосом, посевом или обмолотом. «Эти две девушки не просто красуются, - пишет искусствовед Нина Дмитриева, - придерживая пышный сноп своими точеными гибкими руками. Первая девушка, обнаженная, как бы передает эту ношу второй и сама при этом распрямляется, вторая принимает сноп на свои плечи и наклоняет голову под его тяжестью. Композиция пластических масс такова, что наш взгляд следует затем вниз, а другой сноп, положенный наискось между женскими фигурами, снова переводит его на женскую фигуру, и мы снова чувствуем, как она выпрямляется. Так, непрерывно чередуются склонение и выпрямление, усилие и облегчение, и в этом звучит музыка труда, но труда свободного, гармонического. Юные тела чужды всякой размягченности и заглаженности, в них ощущается напряжение действия, но вместе с тем грация свободы и непринужденности». Многие искусствоведы считают эту композицию одной из лучших произведений скульптора. Скульптор В.И. Мухина, а также её ученики и соратники Н. Г. Зеленская и А. М. Сергеев, архитектор И. Е. Рожин. По другую сторону от оси парка находится вторая композиция этой же серии.

Шаг 4. Скульптура «Плодородие». Восточная девушка и парень с обнаженным торсом, держат на плечах большую корзину с фруктами. Скульптура представляет аллегорию радости удовлетворения от собранного щедрого урожая. «Хлеб» и «Плодородие, а также эскизы «Море» и «Земля» созданы Верой Мухиной в 1938—1939 годах для оформления Москворецкого моста рядом с Кремлём, но впоследствии от идеи со скульптурами решили отказаться. Композиции с успехом экспонировались на Всемирной выставке в Брюсселе. Напротив скульптурной композиции установлен памятный знак никарагуанскому революционеру Карлосу Фонсеке Амадору, погибшему в 1976году. Основатель Сандинистского фронта национального освобождения Никарагуа посадил здесь Дерево дружбы в дни проведения VI Всемирного молодежного фестиваля студентов в Москве. В Никарагуа Карлос Фонсеки является национальным героем, основоположником свержения диктаторского режима династии Сомосы. В Манагуа воздвигнут мавзолей Карлоса. Продолжим прогулку вдоль Ленинградского шоссе по направлению в центр города. Слева нас ожидает ещё один шедевр.

Шаг 5. Памятник Сервантесу. В 1981 во время проведения дней Мадрида в Москве состоялось открытие памятника Сервантесу. Скульптора - копия памятника работы Антонио Сола 1835 года, присланная в ответ на дар Мадриду памятника А.С. Пушкина работы Олега Комова. Сервантес изображён в благородном парадном одеянии рыцаря. Миге́ль де Серва́нтес (1547-1616) - известен как автор одного из величайших произведений мировой литературы — романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Литературная деятельность Мигеля началась довольно поздно, когда ему было 38 лет. За первым трудом, «Галатея» (1585), следует большое количество драматических пьес. В 1604 году выходит в свет первая часть романа «Хитроумный Идальго Дон Кихот Ламанчский», имевшая громадный успех в Испании и за границей. С этих пор литературная деятельность Сервантеса не прекращалась: в промежутке между 1604 и 1616 годами появились вторая часть «Дон Кихота», все новеллы, многие драматические произведения, поэма «Путешествие на Парнас» и был написан напечатанный уже после кончины автора роман «Персилес и Сихизмунда». Мировое значение Сервантеса основывается, главным образом, на его романе «Дон Кихот», полном, всестороннем выражении его разнообразного гения. Задуманное как сатирический рыцарский роман, это произведение, может быть, даже независимо от воли автора, перешло в глубокий психологический анализ человеческой природы, двух сторон душевной деятельности — благородного, но сокрушаемого действительностью идеализма и реалистической практичности. С момента открытия памятника вандалы постоянно крадут его шпагу, которую уже и не пытаются восстанавливать. Осмотритесь вокруг, увидели всадника?! Подойдём к нему.

Шаг 6. Скульптурная композиция «Манас». Дар Киргизии, открыт 24 февраля 2012года. Бронзовая скульптура восточного богатыря восседающего на коне, создана по проекту творческой группы под руководством Жоомарта Кадыралиева и отлита в Москве. Манас (IX век) - народный герой Киргизии, символ единства киргизского народа, духовное богатство Кыргызстана, герой одноимённого эпоса — богатырь, объединивший киргизов. Манас с детских лет обладал необычными качествами, он отличался от всех своих сверстников необычайной физической силой, озорством и щедростью. Слава о нём разносилась далеко за пределы Алтая. Повзрослев, Манас борется за выживание своего народа, сражаясь с многотысячными войсками калмакского богатыря Нескары. Объединив все соседние народы и племена, Манас одерживает блестящую победу. Оценив заслуги юного богатыря, видя в нём своего заступника, многие кыргызские роды, а также соседние племена маньчжуров и калмаков, решают объединиться под его началом. Манас избирается ханом. Спустя некоторое время Манас вступает в неравную битву с уйгурами и одерживает победу. Манас решает вернуть народу родные земли Ала-Тоо, захваченные противниками киргизов. Собрав войско, он вступает в битву и побеждает. Киргизы принимают решение перекочевать с Алтая на свои исконные земли. Миру известно ещё много историй про киргизского богатыря, благодаря эпосу о Манасе, который насчитывает более полумиллиона стихотворных строк и является одним из самых длинных эпосов в мире. Чтобы пройти к следующей композиции, вернёмся на дорожку и углубимся в парк метров на 80.

Шаг 7. Скульптурная композиция «Дети мира». Дар города Хельсинки скульптора Антти Неувонена, установлен в 1990 году в ответ на подаренную нами финской столице скульптуру Ю. Кирюхина «Мир во всем мире». Памятник является частью видоизмененной копии скульптурной композиции «Памятник Дружбы Народов», первоначально названный «Друзья и мужчины деревни», установленного в парке Дружбы в городе Хельсинки в 1983 году в ознаменовании 35-летия финско-советского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 1948 года. Композиция представляет собой встречу жителей небольшого селения с освободителями, а подаренная нам часть олицетворяет финскую семью, выполненную в характерном автору стиле. Композиция отлита из бронзы, основание выполнено из камня. Антти Нувонен (1937 - 2011) Родился в 1937 в Выборге, бывшей провинции Финляндии. Известен как автор природно-тематических изображений на монетах Финляндии. В 1971 году удостоился финской государственной премии изобразительного искусства за серию абстрактных скульптур. Член Ассоциации финских экспертов скульпторы. Лауреат многочисленных премий и конкурсов. Теперь нам предстоит прогуляться ещё немного вглубь парка. Идём по направлению к метро. Примерно напротив вестибюля станции, чуть левее, если смотреть от вестибюля, на большой поляне есть ещё два занимательных места.

Шаг 8. Памятная стела «Подвигу Советского Союза датская благодарность». Памятный знак, подарок датчан, установлен 9 мая 1986 года в глубине парка. Этот подарок был преподнесён советскому народу в память о тех подвигах, которые совершил Русский солдат во время Второй Мировой войны и в честь его бессмертного подвига и освобождения мира от немецко-фашистских захватчиков. Невысокая по размерам трапециевидная бронзовая стела, несет живописные по композиции рельефы: на фасадной плоскости - девушка, сажающая цветы, и ниже пять обелисков, увенчанных пятиконечными звездами, по числу лет войны. На тыльной стороне - колосящееся хлебное поле и вьющийся над ним голубь. Типологически памятник очень напоминает надгробие, что, впрочем, характерно для военных мемориалов, особенно небольшого масштаба. Авторы памятника - датский скульптор Э. Фредериксен и московский архитектор А. Ф. Маркин, при участии художника-архитектора С. И. Смирнова. Недалеко от стелы находиться «Дерево мира». Это отдельно стоящий молодой каштан. Рядом с каштаном лежит большой круглый валун с памятной надписью: «Дерево мира». Посажено 9 мая 1993 года в честь Всемирного Бега Мира, несущего идеалы Мира, Единства, Согласия и Гармонии. Включено как монумент мира в Международную миротворческую программу ООН «Соцветие мира Шри Чинмоя». Дерево посадили последователи индийского философа и спортсмена Шри Чинмоя - помимо стихов и крылатых выражений, он славен поднятием тяжестей «во имя гармонии».

В этой части парка мы осмотрели все значимые объекты, хотя не сомневаюсь, что со временем их количество возрастёт, хотя бы по тому, что недалеко от монумента Монасу, есть закладной камень скульптурной композиции «Астана», а за одним из карьеров хотели воздвигнуть монумент памяти погибшим в Афганистане, но ограничились памятным знаком.
Пройдём вглубь по оживлённой аллее регулярного парка и выйдем к ландшафтной составляющей парка. Здесь берут начало берёзовые аллеи. Слева находиться карьер, не заполненный водой, который используется как спортивная площадка, причем для таких редких в Москве видов спорта как регби, а также американский футбол и бейсбол. Зимой здесь сооружают ледовый каток с тёплой раздевалкой и прокатом коньков, звучит музыка. Пройдём по аллее между карьером и забором службы механизации парка и на первом перекрёстке повернём налево. Через 80 метров и справа увидим коротенькую аллейку из небольших рябин.

Шаг 9. Аллея имени Алисы Селезнёвой. Аллея посвящена героине книг Кира Булычёва из серии «Приключения Алисы» в жанре фантастики для детей, подростков и взрослых, описывающих приключения Алисы Селезнёвой. Книги цикла писались автором на протяжении нескольких десятилетий, начиная с 1965 года. Действие цикла происходит в научно-фантастическом будущем конца XXI века. Главным героем является Алиса Селезнёва, «девочка с Земли», дочь профессора биологии и директора зоопарка КосмоЗоо Игоря Селезнева. Каждая из повестей посвящена какому-либо отдельному её приключению в космосе, на Земле, в прошлом или даже в сказочном мире. Ряд книг был экранизирован не только в СССР, но и за рубежом. Увековечить «гостью из будущего» и создать место встреч поклонники книг и фильмов решили посадкой рябиновой аллеи 6 октября 2001 года своими силами недалеко от школы, где училась «Алиса». Организатор акции - Денис Мурашкевич муж Натальи Мурашкевич (Гусевой), исполнявшей роль Алисы в фильме. На мероприятии присутствовал писатель Кир Булычев. Перед аллеей установлен памятный камень, на котором закреплена металлическая табличка с названием аллеи, датой её заложения и стилизованным рисунком с изображением Алисы и птицы Говоруна на её плече. День Рождения «Аллеи» отмечают в первую субботу октября. Существует традиция, зародившаяся по предложению Кира Булычёва: ежегодно собирать урожай ягод рябины и делать из этих ягод настойку под названием «Алисовка». Рецепт «Алисовки» можно отыскать здесь: http://www.gib.su:8080/alisovka/ . Недалеко от памятного камня возвышается высокая скульптурная композиция, подойдём к ней.

Шаг 10. Ландшафтно-Мемориальный ансамбль "Фестивальный цветок". Скульптура установлена к проведению всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1985г. Композиция ансамбля - сходящиеся с разных концов парка к центральной круглой площадке аллеи - выражает единение молодежи всех стран мира. Главные элемент композиции - расположенная в центре круглой площадки четырёхметровая бронзовая скульптура. Над пятилепестковым цветком, символом фестиваля, парят юноша и девушка с ветками в руках, выпускающих голубей. Постамент под скульптуру - одетое гранитом возвышение, по форме напоминающее фестивальную символику. В основании уложены пять медальонов из бронзы по числу континентов мира с изображением летящего голубя на каждом из них. Авторы проекта - скульптор А.И.Рукавишников, архитекторы И.Н.Воскресенский, Ю.В.Калмыков, Д.И.Воскресенская. Площадка с каждой стороны заканчивается амфитеатром. Таким образом, ансамбль "Фестивальный цветок" организовал связь планировки парка с водоемами и стал новым композиционным ядром парка. Далее предлагаю прогуляться вдоль живописных прудов, подняться на декоративные мостики, подышать воздухом, шумные дороги позади и ничто больше не мешает насладиться природным оазисом, специально созданным для отдыха горожан.

Шаг 11. Фестивальные пруды. Состоят из семи прудов общей площадью 9 гектаров. Шесть из них соединённых протоками, через которые перекинуты четыре ажурных мостика. Седьмой пруд прямоугольной формы, видимо был задуман под фонтан. Пруды образованы на месте старых отработанных карьеров. Никольский кирпичный завод был закрыт только в середине 90-х, располагался он между Авангардной улицей и Ленинградским шоссе. Сейчас там жилая застройка. На одном из прудов есть большой девственный остров, в народе называемый «Утиный», добраться на него можно только зимой, так как летом переплыть пруд отваживаются единицы. Несмотря на то, что пруды были забетонированы, со временем дно покрылось слоем ила, что благотворно сказалось на фауне. Сейчас здесь рыбакам попадаются ротан, карась и карп. До 90-х пруд обладал лодочной станцией и был весьма чист для купания. По всей видимости, в пруду бьют ключи, так как течение под мостками существует, а в северной части рядом с кафе «Парус» есть слив, по некоторым данным в подземный коллектор реки Норишки. По берегам пруда приятно раскинули свои чары тенистые аллеи, так приятно прогуляться по красивым берегам водоёма, постоять на ажурных мостиках, полюбоваться пейзажными видами.

Конечно, парк в нынешнем виде полностью не отражает замысла авторов. На его территории, на противоположной стороне от метро создали районный дворец партии, ныне управа района, рядом с Храм иконы Божией Матери возвели многоэтажные монстры общежитий московских институтов, которые теперь отделяют храмом от парка, посредине зелёных насаждений огорожена обширная территория службы механизации, а на резервных территориях парка возведены сотни гаражей. Тем не менее, пространства позволили разместить: парк аттракционов с ностальгическими каруселями, большую детскую площадку и даже цирк-шапито.

Для тех, кому парк показался небольшим, а силы ещё остались, предлагаю прогуляться по «французскому» парку у Речного вокзала, шпиль которого украшает звезда, которая была установлена на Спасской башне в 1935 году, пока ее не сменила через два года нынешняя рубиновая.

Литература: «Северный округ Москвы» под редакцией Е.Н.Мачульского. Интернет: http://wikimapia.org; http://www.liveinternet.ru/community/1861315/post69953381 ; http://ru.wikipedia.org ; Алея Алисы:

Создание парка Дружбы площадью около 50 гектаров приурочили к проведению в Москве VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. До 1957 года на Ленинградском шоссе напротив Северного речного вокзала был пустырь с остатками сельской застройки на месте деревни Аксиньино, с дровяным складом и железнодорожными ветками к асфальтобетонному и Никольскому кирпичному заводам.

После окончания Второй Мировой войны в Лондоне прошла всемирная конференция молодёжи за мир, на которой было принято решение проводить международные фестивали под лозунгом «За мир и дружбу!». В программу включили политические семинары и дискуссии, концерты, спортивные соревнования, а открывались фестивали красочным шествием участников. Символом молодёжного форума стал Голубь мира, нарисованный Пабло Пикассо.

В столицу СССР главный молодёжный форум планеты пришёл после Праги, Будапешта, Бухареста, Берлина, Варшавы и в каждом из городов, принимавших Всемирный фестиваль молодежи и студентов, делегаты высаживали деревья в парках и скверах. Москва поддержала фестивальную традицию, озеленив северо-западную окраину города.

Проект парка разработал коллектив молодых архитекторов, недавних выпускников МАРХИ. Для Валентина Иванова, Галины Ежовой, Анатолия Савина это была первая самостоятельная работа, выполненная при тактичном участии Виталия Долганова, возглавлявшего проектную мастерскую по озеленению Москвы. В частности, по проекту Долганова была сооружена смотровая площадка на Ленинских горах, а его заслуги отмечены орденом Ленина. Профессиональные советы мэтра пригодились молодёжи, которой была предоставлена полная свобода действий.

Создатели парка сотрудничали и с архитектором Каро Алабяном, который в то время разрабатывал детальную планировку новых улиц, получивших в 1964 году названия Фестивальная и Флотская. 31 декабря того же года на территории парка Дружбы открылась для пассажиров станция метро «Речной вокзал», построенная по типовому проекту.

Парк Дружбы и Фестивальная улица. 1965-1967 гг.: https://pastvu.com/p/22315

Ну а весной 1957 года молодые архитекторы пробивали в инстанциях свой проект. Архитектурно-планировочное решение отличалось от соседнего парка Северного речного вокзала, расположенного на плоском рельефе.

Иванов, Ежова и Савин отстаивали сохранение живописного ландшафта с холмами и водоёмами. Лишь в апреле исполком Моссовета утвердил план и бригада озеленителей треста «Мосзеленстрой» принялась за практическую работу при поддержке свозимых на место автобусами сотен комсомольцев с лопатами и граблями.

В парке Дружбы были разбиты дорожки и площади, установлены скамейки, через протоки перекинуты мостики, высажены 500 берёз, лип, клёнов, лиственниц, каштанов и хвойных деревьев из питомников. Пять пятидесятилетних лип символизировали пять континентов, а в центре возвышался восьмидесятилетний дуб из Химкинского лесопарка. Главным украшением парка стала цветочная клумба - эмблема Всемирного фестиваля молодежи и студентов - ромашка с пятью разноцветными лепестками.

Напомню, что в то время окрестности Речного вокзала представляли собой деревню вперемешку с промзоной и, чтобы заретушировать неприглядную действительность, организаторы разрисовали глухие заборы изображениями молодых людей разных народов, идущих в сторону парка с саженцами, лейками и лопатами в руках. Вероятно, это было первое отечественное граффити, причём легальное.

Праздник открытия парка состоялся 1 августа 1957 года при огромном стечении народа. Для посадки было припасёно около тысячи деревьев, но желающих поучаствовать в озеленении оказалось в пять раз больше. На саженцах делегаты оставляли записки со своими именами и после выполнения почётной миссии угощались вином и фруктами, которые разносили юноши и девушки в национальных костюмах народов республик СССР. А вот выступление художественной самодеятельности не состоялось по причине проливного дождя, вынудившего делегатов фестиваля разбежаться по своим автобусам.

Посадка деревьев в парке. 1 августа 1957 года: https://pastvu.com/p/13104

Советская молодёжь, только что освободившаяся от сталинского колпака, впервые получила возможность свободного обмена мнениями с гостями из капиталистических стран, отсюда пошла мода на джинсы, стильные причёски, рок-н-ролл, а отдельные комсомолки не устояли от ещё более неформального общения с посланцами других континентов, что привело к появлению фразеологизма «дети фестиваля».

Ещё один московский фестиваль прошёл в 1985 году на высоком идеологическом уровне и не стал столь же фееричным событием. К началу этого фестиваля в парке Дружбы открыли ландшафтную композицию «Фестивальный цветок». Традиция проведения молодёжных форумов сохранилась до наших дней, XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов планируется провести в сентябре-октябре 2017 года в Сочи.

Ну а все высаженные деревья прижились и парк Дружбы до сих пор является любимым местом прогулок местных жителей. В 1957 году московские пионеры торжественно обещали ухаживать за посадками, но с упразднением пионерской организации эта обязанность переложена на сотрудников коммунальных служб.

Клумба-ромашка была уничтожена в 1977 году, на её месте установили монумент венгеро-советской дружбы по идее советского скульптора Вучетича и венгерского Шторбла (скульптор Б.Буза, архитекторы И.Зилахи, И.Фёдоров). С тех пор на территории парка Дружбы появилось немало хаотично установленных скульптур и памятных знаков, не имеющих прямого отношения к молодёжному фестивальному движению.

Скульптурные композиции «Хлеб» и «Плодородие» созданы по эскизам Веры Мухиной

Монумент «Дружба» - центральная часть композиции «Фестивальный цветок»

Памятный знак никарагуанскому революционеру Карлосу Фонсеке Амадору, погибшему в 1976 году

Подвигу Советского Союза датская благодарность (1986)

Памятная плита монумента памяти воинов, погибших в Афганистане

Памятник индийскому поэту Рабиндранату Тагору, лауреату Нобелевской премии по литературе (1990)

Памятник испанскому писателю Сервантесу (1981, копия скульптуры Антонио Сола 1835 года). Вандалы регулярно отнимают шпагу у Сервантеса.

Памятник киргизскому эпическому герою Манасу Великодушному - бронзовая фигура богатыря (2012)

Скульптурная композиция

Дерево мира

Аллея Алисы Селезнёвой, героини телевизионного фильма «Гостья из будущего» (2001)

Шесть Фестивальных прудов соединены протоками, через которые перекинуты мостки. После фестиваля эта часть парка осталась дикой и только к 1980 году обрела нынешний вид - с асфальтовыми дорожками и забетонированными берегами. Поводом для благоустройства послужило проведение в Москве XXII Олимпийских игр, в которых был задействован Дворец спорта «Динамо» на соседней с парком улице Лавочкина.

Заполненные водой карьеры. 1957-1958 гг.: https://pastvu.com/p/13101

На 2016 год намечено благоустройство прудов, для чего огорожена окрестная территория, блокированы проходы через мостки. В перечень запланированных работ включены очистка от ила и углубление прудов, реконструкция водосброса, устройство подпитывающего водопровода, ремонт береговой линии, обустройство прилегающей территории.

Некоторые карьеры Никольского кирпичного завода были затоплены водой, а другие использовались как спортивная площадка для игры в регби и бейсбол. В парке проходили соревнования авиамоделистов и испытания охотничьих собак. Когда-то кирпичный завод НКЗ занимал обширную территорию вдоль Ленинградского шоссе и Конаковского проезда и работал на собственном сырье, добывая глину из карьеров, которые позднее стали прудами. Выемка глины производилась круглый год машинами-землечерпалками, которые двигались по рельсам по краю карьера. В начале 1980-х годов производство стали сворачивать, застраивая жильём заводскую территорию, а юридически НКЗ прекратил существование в 1998 году.

На заднем плане Никольский кирпичный завод. 1938 год: https://pastvu.com/p/2929

Из примечательных зданий можно отметить Дворец спорта «Динамо» на улице Лавочкина и студенческое общежитие МАТИ, строившееся на рубеже 1960-1970-х годов как гостиница «Интуриста», но что-то пошло не так, объект забросили и лишь позднее пристроили лифтовую шахту из монолитного железобетона, которая уравновесила основное здание.