Презентация на тему вологодское кружево. Вологодское кружево. Что такое кружево

Вологодское кружево, один из видов русского кружева, плетeнного на коклюшках. Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор Вологодского кружева выступает в виде выплетенной тесьмы ("вилюшки") на фоне тонкой ажурной "решeтки" ("сцепная" техника)


История появления и развития кружев полна загадок и противоречий. Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей кружевниц, для обучения плетению кружев детей- сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».


Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт- Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам.


Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения. В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались мастериц, в 1912 году


В годах кружевницы Вологодской области были объединены в артели, в 1928 году в Вологде была восстановлена профессиональная кружевная школа, которая уже в новых условиях стала готовить кружевниц. Школа много сделала для возрождения традиционных приемов кружевоплетения, восстановления характерных для этого центра орнаментальных решений.


В 1930 году в Вологде был создан Волкружевосоюз, который объединил 50 разбросанных по различным селениям артелей с числом кружевниц. Форма организации труда в артелях была, в основном, надомная. В помещении артелей мастера приходили для получения задания и сдачи готовой продукции. И только в 1932 году Союз создал коллективные мастерские, что позволило усовершенствовать технологию изготовления кружев, усилить контроль за качеством кружевных изделий.





В 1960 г. В связи с упразднением промкооперации и передачей кружевных артелей в государственную систему - местную промышленность в Вологодской области образовалась 5 кружевных фабрик, а в 1964 г. Было создано Вологодское специализированное кружевное объединение, которое вошло в число ведущих традиционных промыслов России.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История города Вологда Старинный русский город Вологда, история которого началась в 12 веке, можно по праву считать хранителем древних традиций культуры Севера. Заслуженную известность и широкое признание за высокую художественность, декоративное богатство, совершенство техники исполнения снискало вологодское кружево.

Современный город Вологда

Вологодские кружевные изделия

Вологодские кружевные изделия

Вологодское кружево состоит из крупного, выразительного узора, исполненного плотной, непрерывной, одинаковой по ширине плавной полотнянкой, чётко вырисовывающейся на фоне узорных решёток. Скань толстая, часто цветная. Кроме мотивов цветов и листьев в орнаменте часто встречаются мотивы подков, гребешков, вееров.

Материалы и инструменты для плетения кружев Для выполнения кружевных изделий прежде всего требуются коклюшки - деревянные палочки с шейкой, на которую наматываются нитки. Коклю́шка, также кока, коко, коклюха - деревянная палочка, на которую наматываются нитки, для плетения кружева. Плетение на коклюшках также называют «подушечным кружевом». Коклюшки бывают разные, короткие и толстые, длинные и тонкие. Дерево может быть разным. Береза, ёлка, клён, - самые популярные материалы для легких коклюшек.

Чтобы удобно было работать, подушку надо класть на подставку. Подставка может быть небольшой сборной для установки валика на столе. Для закрепления переплетённых ниток в кружеве используют булавки.

Сколок - рабочий рисунок кружева. Его наносят на плотную и достаточно эластичную бумагу или картон в виде точек. Подушка, в виде валика, на которой производится плетение кружев.

Элементы кружев Плетешок Сетка-решётка, которая служит фоном.

Элементы кружев Тесьма-полотнянка (вилюшка). Насновки – небольшие фигурки очень плотного плетения.

Цветовое решение Белый Голубой Чёрный Кремовый Серый

Образцы кружев

Образцы кружев

Необходимые материалы Черный или фиолетовый матовый картон. Шаблон кружева. Простой карандаш. Белый корректор в карандаше.

Технология рисования Наложить шаблон кружева на картон, закрепив их скрепкой между собой. Простым карандашом обвести рисунок на шаблоне, сильно надавливая на карандаш. Убрать шаблон, на картоне останется видимый оттиск. Обвести полученный оттиск белым корректором. Рисунок кружева готов.

Список использованных материалов http:// www . etoretro . ru / pic 26229. htm http:// lubimoe - delo . ru / index . php / archives /200 http:// fototerra . ru / Russia / Vologda / Westa -4003. html http://fototerra.ru/Russia/Vologda/Westa-4003.html http:// www . snejinka . ru / index . php ? cPath =194_174 http://www.linens.ru/catalogue/vologda_laces/


Декоративное рисование с детьми: рисуем вологодское кружево.

Декоративное рисование с детьми: рисуем кружево

Что такое кружево?

Слово «кружево» происходит от слова «окружать». Мастерицы произошло от слова «окружать» . Мастерицы «окружали» красивым узором края одежды и предметов быта (полотенца, скатерти), украшали предметы узорной отделкой.

В этом коротком видео Вы побываете на вологодской земле и познакомитесь с вологодским кружевом и вологодскими мастерами — кружевницами, которые плетут кружева на коклюшках. Кто изобретает кружево? Какой должна быть кружевница? Какие узоры плетут кружевницы? Почему работа кружевницы ценилась не меньше работы ювелира?

Понравилось Вам кружево? Наверняка Вам и Вашим малышам захотелось попробовать хоть на минутку побыть кружевницами? Давайте попробуем стать художниками и придумать свой узор для вологодского кружева. И нарисуем сегодня кружевное сердечко. Его можно использовать как подарок — валентинку или подарить маме или бабушке, сестренке или воспитательнице на 8 Марта, День рождения, День матери.

А проведет мастер-класс по рисованию Вера Парфентьева — учитель технологии, руководитель кружка детского художественного творчества, читательница сайта «Родная тропинка».

Рисуем кружево с детьми дошкольного возраста

Инструменты и материалы

Для рисования кружева Вам необходимо приготовить инструменты и материалы:

  • шаблон сердечка,
  • фломастеры,
  • клей карандаш,
  • цветная бумага,
  • линейка офицерская (с кругами разных размеров)
  • белый картон для основы.

Как придумать и нарисовать кружевной узор: пошаговое описание

Шаг 1

— Вырезать по шаблону сердечко из бумаги светлых оттенков.

— Провести по контуру две параллельные линии на расстоянии 3 — 4 мм друг от друга, отступив от среза 3-4 мм черной гелиевой или шариковой ручкой.

Нарисовать между двумя линиями узор — кружочки — фломастером и маркером любого цвета. Я взяла зеленый фломастер.

Шаг 2.

Данный этап самый интересный, потому что мы будем создавать основу нашего кружевного узора. Можно нарисовать круги с помощью офицерской линейки симметрично. А можно придумать и асимметрию.

Я остановилась на симметрии и нарисовала вот так четыре круга.

Шаг 3.

Теперь нужно каждый круг разделить на несколько равных частей. Учим ребенка проводить линии по линейке в замкнутом пространстве, не выходя за контуры круга.

Шаг 4. Рисуем цветы.

Один из элементов вологодского кружева – цветочек. Вот так мы изобразим цветочки в трех больших кругах (см. фото ниже). А в маленьком круге сделаем другой узор — наметим кружочками центр и нарисуем элементы по окружности.

Шаг 5.

Пустое пространство внутри сердечка заполним сеткой: проведем по линейке параллельные линии сначала в одном направлении, затем в другом, получая при пересечении линий ромбики. На этом этапе очень важно сконцентрировать внимание ребенка. Очень важно чтобы линии не заходили внутрь кружочков.

Шаг 6.

Поставить точки в местах пересечения линий. Их можно поставить фломастером, ручкой или контуром для точечной росписи.

Шаг 7.

— Нарисовать по контуру сердечка между кружочками узор «петельки» чёрной ручкой. Это один из основных элементов вологодского кружева.

Примечание: узор «петельки» Вы можете нарисовать и ранее в шаге 2, в начале работы.

— Вырезать сердечко из бумаги красного цвета на 3- 4 мм больше, чем кружевное.

— Наклеить кружевное сердечко на сердечко красного цвета так, что бы нижнее выглядывало на равном расстоянии со всех сторон.

— Согнуть белый картон пополам для получения заготовки открытки, наклеить на него полученную заготовку.

— Открытка готова!

Попробуйте и вы сделать такое сердечко. Составьте свой, неповторимый узор и оформите свою открытку с кружевным сердечком. Удачи в творчестве!

Примеры детских работ по этому мастер-классу

Вот какие узоры придумали и нарисовали девочки (см. фото). Открытка Вики (5, 5 лет) — на фото слева. И открытка Дарьяны (4, 5 года) — на фото справа.

Мы быстро нарисовали узор. А кружевницы его долго плетут на коклюшках. Большое изделие они плетут целый месяц каждый день! И нужно строго следовать узору, нигде не ошибиться! Послушайте, как звенят коклюшки мастерицы — кружевницы.

Стихи о вологодских кружевах

В заключении прочитайте детям стихи про вологодских кружевниц.

И. Баженова. Вологодское кружево

Ах, вологодский кружевной узор,
В наследство мне доставшееся диво:
Коклюшек перестук неторопливый,
Неспешный задушевный разговор,

И песни плен про белые снега,
И колокольцев звон - как от погони,
И уносящие в раздолье кони,
И расписная радуга-дуга,

И с небесами слившийся простор,
Снимающий с души моей усталость, -
Осталось все это во мне. Еще осталось.
Ах, вологодский кружевной узор!

Куликова Н. Кружевница

За окном метель кружится, зимний вечер настаёт,
В красной горенке девица кружевную шаль плетёт.


Нарисуй зима, красиво на моём окне узор!
Я сплету такое диво, чтобы радовался взор!

Узоры нежные, как будто снежные, мерцают инеем на завитках!
Узоры нежные, совсем не снежные – они не тают у людей в руках!

Пальцы девичьи умело на коклюшках нити вьют,
Паутинкой снежно – белой шаль такую назовут!

Узоры нежные, как будто снежные, мерцают инеем на завитках!
Узоры нежные, совсем не снежные – они не тают у людей в руках!

Еще идеи и мастер-классы по декоративному рисованию с детьми Вы найдете в мастер-классах на Родной тропинке:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Конспект

Урок ИЗО в 1-м классе МБОУ «СШ № 29» г. Иваново

по теме "Белоснежные узоры. Вологодские кружева»

Учитель: Кантеева Марина Тимофеевна, 1 категория, педагогический стаж – 22 года

Задачи:

1.Образовательные:

    учить различать оттенки красок;

    закрепить знания о процессе рисования в технике «набрызга»;

    познакомить с понятием «композиция»;

    продолжить формирование

    закрепить умение анализировать готовый рисунок.

2. Развивающие

    развивать наблюдательность;

    развивать творческую активность, интерес у детей к данному виду деятельности;

    развивать мелкую моторику рук и пространственное воображение;

    развивать творческие способности;

    развивать эстетический вкус и интерес;

    развивать умение самостоятельно работать по плану;

    развивать умение оценивать работу одноклассников и свою работу;

3. Воспитательные:

    воспитывать у детей интерес и любовь к изображению окружающей действительности;

    воспитывать аккуратность;

    воспитывать уважение к труду, самостоятельность;

    воспитывать уважение к чужому труду;

    воспитывать уважение к мнениям одноклассников;

    воспитывать взаимоуважение и доброжелательное отношение к одноклассникам;

    воспитывать уважение и любовь к Родине.

- Ребята, посмотрите: на улице бело!

И снег кружится за окном.

И захотелось это волшебство

Перенести на наше полотно!

Ребята, как у вас настроение? Начнем урок ИЗО?

Выход на тему, цель, учебные задачи.

Выход на тему урока.

Сегодня мы отправимся в старинный русский город Вологда, СЛАЙД 2

Расположен город Вологда среди лесов, богатыми грибами, ягодами, птицей и зверем.

В зимнюю пору все вокруг покрыто пушистым снегом. Мороз сковывал реки льдом, украшая тонким белым узором окна домов. СЛАЙД 3

Местные жители в это время брались за всякие работы, дававшие дополнительный заработок: вырезали из дерева, плели из бересты, ткали холст, а потом стали плести кружево. СЛАЙД 4

Темными зимними вечерами, когда на улице мороз, Вологодские девушки плели кружева, которые стали известными во всем мире. СЛАЙД 5,6


Подведе-ние детей к формули-рованию темы и постановке задач урока. Составле-ние плана работы .

Что я вижу! Что за диво!

Сколько кружева вокруг!

Правда, дети, здесь красиво?

Аж захватывает дух!

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней русской красоты. СЛАЙД 7-11





Скажите, а как вы думаете, где и как наблюдали свои узоры вологодские кружевницы? (Дети высказывают свои предположения. )

Может быть, глядя в морозные окна…

Работа над темой

Подведе-ние детей к самостоя-тельному выводу

Мороз – художник лучший,
По городу идет.
То щеки нарумянит,
Всех за нос ущипнет
А ночью он, пока я спал,
Пришел с волшебной кистью,
И на окне нарисовал
Сверкающие листья. СЛАЙД 12-19






Может быть, глядя в морозные окна и скучая по лету, они видели и элементы природы. Какие элементы природы вы заметили на вологодских кружевах и узорах на окнах?

Скажите, а как вы думаете, что же сегодня на уроке мы будем рисовать?

(Интерактивная доска выключается)

Физкультминутка для глаз

Проверка понимания способа действия

Работа в парах .

Давайте вспомним правила работы в парах

(На доске:

1. Работать должны оба.

2. Один говорит, другой слушает.

3. Свое несогласие высказывай вежливо.

4. Если не понял – переспроси.)

Возьмите белый конверт, достаньте из него частички пазлов, составьте из него картинку.

Что у вас получилось? (Во время работы дети могут поднять сигнальные карточки: зеленые, если они все поняли и хотят работать самостоятельно, или красные, если им требуется помощь. Пары, которые задание выполнили, поднимают вверх соединенные руки.)

Какие элементы составили зимний узор?

Закреп-ление матери-ала

Выявление возможных ошибок, неточнос-тей в знаниях

На доске представлены элементы зимнего узора, составьте из него морозный узор на доске.

Какие элементы ты взял? (2-3 человека)

Развитие умения работать по алгоритму

Рисовать мы будем в технике набрызга. Этот способ нам уже знаком.

Помогите мне составить план нашей работы.

    Приготовим краску для работы

    Подготовимся сами (закатать рукава и т.д.)

    Выложим на альбомный лист нашу композицию морозного узора с помощью трафаретов

    Нанесем брызги краски оттенков синего цвета с помощью щеточки

    Уберем трафареты

    Уберем свое рабочее место

    Оформим выставку работ на доске (Каждый пункт плана появляется на доске по мере его называния)

Давайте проверим, все ли у нас готово.

Что нам потребуется для работы?

Нам потребуется: альбом, краски, непроливайки с водой, щетки, трафареты, тряпочки для рук, сигнальные карточки.

Физкультминутка

Снятие усталости

Ну, а сейчас физкультминутка. Кто из ребят поможет мне ее провести?

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз,
(Присели.)
Тронет руку, тронет нос
(Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать,
(Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть.
(Прыжки)

Самопроверка

Закрепле-ние умения работать по алгоритму

Оттенки какого цвета нам понадобятся при изображении морозного узора? (синего)

Приготовим краски для работы – капнем в краску воды.

Откройте цветной конверт, достаньте из него детали.

Что вы видите? (трафареты для морозного узора на окне)

Составим на белом листе морозный узор .(пройти, посмотреть, проверить)

- Используя щетку, мы будем наносить брызги на нашу выложенную композицию. Работайте осторожно. Держа щеточку щетиной вниз, проводите движение большим пальцем по щетине к себе. Брызги полетят от вас на лист бумаги, нанося при этом фон.

Подведение итогов

Соотнесе-ние постав-ленных задач с до-стигнутым результа-том, фиксация нового знания, постановка дальней-ших целей

Заканчиваем работу. Убираем краски, выливаем воду, моем кисточки и непроливайки. Чтобы рисунок не испортился и хорошо подсох, аккуратно убираем на край стола.

Молодцы! Все аккуратно убрали свои рабочие места. Сейчас на доске мы оформим выставку из ваших рисунков.

Посмотрите на работы.

Какая задача стояла сегодня перед нами?

Как вы думаете, получились ли у нас морозные узоры?

Понравилось ли вам рисовать морозный узор?

Какой рисунок вы считаете самым выразительным и почему? У кого работа получилась очень хорошо, кто выполнил все требования к работе, кто добавил что-то своё?

Молодцы!

У кого работа сегодня не заладилась, что-то не получилось, что не успели?

Как вы думаете, почему? Что нужно предпринять, чтобы в следующий раз все получилось?

Заключительный этап и рефлек-сия.

Обеспече-ние пози-тивного на-строя на дальнейшее получение знаний

Что нового вы узнали на уроке, чему научились? (На доске – таблица-помощница: «Я узнал…» « Я могу…» « Я научился…». Дети при ответе пользуются ею.)

Что вы расскажете родителям?

А где вы можете применить новые знания и умения?

Урок окончен. Все молодцы.